Кот-философ ищет смысл жизни... |
По мере работы нашего кружка мы будем публиковать какие-то письменные материалы. Это могут быть размышления, эссе, результаты обсуждений и возможно что- то другое. Этот мой текст, первый в рамках нашего кружка, будет посвящен той лекции, которую я прочитал 19 октября. Цель моего эссе - дать некий материал для самостоятельного размышления и изучения тех учений, о которых я рассказал. Начну я со стоиков.
Ducunt volentem fata, nolentem trahunt «Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит»
Так переводиться эта фраза с Латыни. Эта фраза была переведена на латынь римским философом Сенекой1 . Хотя эта фраза высказана впервые не Сенекой, а греческим стоиком Клеанфом, фраза стала крылатой именно благодаря Сенеке. Дело в том, что стоическая философия, хоть и зародилась (и была весьма почитаема) в Древней Греции, настоящего своего рассвета она достигла именно в Риме. В Риме она, можно сказать, была народной религией. Там она точно попала в «дух времени», как бы мы сейчас сказали.
Но прежде, чем раскрывать стоическую философию, я хотел бы сказать пару слов о ее генезисе.
Сначала был Сократ. Сократ был первым античным греком, в философской программе которого произошѐл явный поворот от «познания мира» к «познанию человека». У Сократа был ученик Платон (я вынужден тут говорить очень кратко). Платон считал, что высший смысл жизни человека – это философствовать, созерцать вечные идеи, мысле-формы и т.д. и т.п. У Платона была, прямо таки, не народная философия. Либо ты - философ, либо ты – гавно (в лучшем случае воин, тогда ты охраняешь философа). Замечу, что физтехам не чужд платоновский снобизм. Естественно, в целом простой народ Платона либо не понимал, либо, если простой народ был умным, считал его оторванным от реальности, разбирающемся толком только в вечных идеях, которых, по большому счету, нет. Для простых людей идей нет, а есть жизнь из плоти, крови и всяческих жизненных проблем. Плоть и жизнь тоже требовали философии. Самым ярким плебеем из философов, лютым критиком Платона, был знаменитый Диоген. Диоген был яро против такой «элитарной» философии, построенной на болтовне и интеллектуальных изысках. Он жил в бочке и то и дело эпатировал Афинский народ. Например, справлял нужду прямо на рыночной площади или бегал по Афинам с фонарем «в поисках человека»… Но главное - не его эпатаж. Главное, что Диоген обращает философское внимание на реальное существование. Обращает внимание на то, что человек живет в мире вещей, а не в мире идей. Философской программой Диогена был его образ жизни: независимость от каких бы то ни было социальных конвенций и предельная аскеза. Эта 1 Мой текст будет изобиловать гиперссылками (у нас же у всех есть интернет, правда?). То, на что я ссылаюсь я предлагаю к ознакомлению и надеюсь, что я свободен от писанины того, что уже написано по ссылке.ветвь античной мысли называлась кинизмом. Диогена и других киников афиняне уважали. В первую очередь за силу духа и простой образ жизни. Но, очевидно, эта сильная философская позиция должна была немного социализироваться. Сила духа осталась, но маргинальность отпала. Так появился стоицизм.
Теперь мы опишем философию стоиков. У стоиков философия состояла из трех частей: логика, физика и этика. Логика нам сейчас не интересна. Начнем с физики. Стоики полагают, что космос по своей природе рационален. Весь мир подчиняется рациональному «божественному» закону логосу. Это принципиальный момент. Мир – не бездушный хаос, а нечто изначально мудрое и правильное. Каждая человеческая судьба – это проекция этого закона. Поэтому судьба подчинена высшей сущности, а не воле человека. Человек не способен повлиять на свою судьбу и внешние события, так как они подчиняются божественному закону. В этом плане стоицизм постулирует детерминизм. Но этот детерминизм не абсолютный – за человеком остается внутренняя свобода. То есть в воле человека его внутреннее отношение к событиям – эмоции, мысли, желания. Не нужно, конечно, понимать стоический детерминизм абсолютно: человек волен делать какие-то поступки в своей жизни, но судьба все равно сложиться так, как положено космосом. Но человек может стать свободным. И единственный способ стать свободным – это быть рациональным, поступать рационально. Тогда человека судьба перестанет тащить (человек не будет механической шестиренкой), а гордо пойдет рядом со своей судьбой.
Первый шаг на пути к свободе – это освободиться от своих эмоций и желаний. Сделать так, чтобы не человек подчинялся своим эмоциям, а эмоции подчинялись воле человека. Это становиться ключевой темой стоической этики. Сильный мудрец, который безропотно выполняет свой долг перед близкими людьми, кто не поддается эмоциям и соблазнам – это идеал стоика.
Мое любимое сочинение стоиков это медитации императора Марка Аврелия. Он был очень образованным человеком и предпочитал жизнь философа. Но к несчастью для него ему пришлось стать императором самой могучей империи тех времен. Кроме того, Аврелий был пацифистом. Но почти всю свою жизнь провел в военных походах. В таких условиях, в походных палатках он писал свои размышления. Надеюсь, вы получите удовольствие от этого чтения.
Индивидуализм
Джон Стюарт Милль – это важный философ для разработки нашего вопроса. Он первым открывает новый подход к смыслу жизни. Милль не говорит о судьбе или обществе, социальных обязательствах, прогрессе. Он говорит только об индивидуальности.
Философия Нового Времени шагает от религиозного понимания человеческого бытия к социальному пониманию и, впервые у Милля, к индивидуалистической трактовке.
Миль был сыном Джеймса Милля, одного из основателей и проповедников утилитаризма. Отец дал ему поразительное образование. В детстве Джон Стюарт Милль был практически лишен общения сверстников, но зато к 15 годам изучил почти все, что должен изучить образованный философ того времени.
Ключевая работа Милля по этике «О свободе» начинается с разработке так называемого «принципа вреда» (harm principle): единственная возможность общества или человека вмешиваться в жизнь другого человека допускается в случае самозащиты. Все что касается тела и мыслей человека должно находится в воле этого же человека. Исключение составляют родители, заботящиеся о своих детях и колонизаторы, повелевающие своим подданным (отец Милля работал на Ост-Индийскую компанию).
Миль выступает жестко против «социальной тирании». Против того, чтобы общество как- либо ограничивало свободу индивидуума (если вопрос не затрагивает свободу других членов общества). Милль пишет, что правительство должно бороться с тем, чтобы свобода человека была как-то ограничена (стоит ли говорить, что философская программа Милля очень хорошо прижилась в США).
Смысл жизни по Миллю в свободе мысли и свободе самовыражения. Даже если человек ошибается в своих мыслях, их суверенитет должен защищаться. Любая монополия на мысль тормозит прогресс. Как пример, Милль приводит Галилея, теория которого показалась неправильной для авторитетов того времени… Более того, Милль говорит, что если идея какого то человека неправильна и деструктивна, будет намного лучше, если он ее будет свободно высказывать и эта идея будет подвергнута цивилизованной рациональной критике в диалоге. Иначе эта идея может уйти в подполье и иметь эффект бомбы медленного воздействия.
Еще одной радикальной для своего времени идеей, которую защищал Милль, была идея плюрализма. По Миллю люди будут намного лучше жить, если сами смогут выбирать, какой точки зрения на мир они придерживаются. И у них должен быть этот выбор.
Эта идеология называется либерализм. Похоже, она стала одной из самых влиятельных идеологий современности, как в политическом, так и в экономическом, социальном и персональных планах.
Дзен буддизм
Нет ничего более трудного, чем написать что-то адекватное про Дзен буддизм, поэтому я вам предлагаю вместо чтения посмотреть кино:
Мастер Дзен Патриарх Дамо – история, рассказывающая об основатели школы Дзен в Китае, великом мастере Бодхидхарме.
Среди белых облаков – документальный фильм о жизни дзен монахов в современном Китае.
Дзен – фильм, рассказывающий о мастере Догене, который принес дзен-буддизм в японию.
Весна, лето, осень, зима… и снова Весна – очень красивый художественный фильм, весь проникнутой эстетикой Дзен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий